На протяжении многих лет изложение остаётся одним из самых распространённых видов письменной работы в школе. Изложение — один из эффективных приёмов, который используется не только для определения речевого развития человека, но и для обучения навыкам связной, логичной, грамотной устной и письменной речи.

Программа «Грамотное изложение» ориентирована на формирование у учащихся жизненно важных коммуникативных и речевых умений:

— Извлечение ключевой информации при прослушивании и чтении;

— Правильное понимание и толкование текста в соответствии с его темой, типом и стилем;

— Создание в письменной форме высказываний по заданным параметрам, в том числе воспроизведение исходного текста с различной степенью развёрнутости;

— Соблюдение в практике письма основных языковых норм.

Цели курса:

— Сформировать определенный комплекс умений и навыков, необходимых для написания изложения:

— всестороннее понимание понятия «текст»;

— навыки выделения главного, существенного (идеи, темы, тезисы, проблемы);

— умение определить тип речи и функциональный стиль текста;

— осознание логики и последовательности построения текста;

— способность увидеть и оценить особенности авторского стиля;

— грамотное воспроизведение услышанного в соответствии с заданием.

Отработать применение полученных навыков при написании изложений на разные темы в рамках программы по русскому языку 5-7 классов.

В школьной практике изложение обычно рассматривается лишь как способ контроля грамотности и речевого развития ученика. На курсе «Грамотное изложение» основное внимание уделяется обучению самой технологии создания этого вида письменной работы и направлено на формирование у школьника необходимых практических навыков:

— Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

— Правильно выделять темы;

— Подробно, логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями;

— Строить изложение с учетом типа текста и функционального стиля речи;

— Выдерживать в работе стилистическое единство;

— Соблюдать речевые нормы.

Результаты обучения:

Полученные на курсах теоретические знания и практические навыки позволят ученику, последовательно выполняя ряд действий, и отвечая несложные вопросы, создать письменную работу, полностью отвечающую всем требованиям, предъявляемым к школьному изложению.