Меню

1  3

127055 Москва, Лесная ул. д.43 тел./факс: 8-499-973-57-48 info@mgimo-school.ru, www.mgimo-school.ru

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении региональной учебно-научной конференции учащихся
7-11 классов общеобразовательных учреждений
(возраст участников с 13 до 18 лет)
«БУДУЩИЙ ДИПЛОМАТ»
по комплексу предметов «гуманитарные и социальные науки».

 

 

  1. Общие положения

Организаторы и учредители конкурса – Международная школа молодежной дипломатии МГИМО (У) МИД России, Образовательный центр «Аристотель» г. Саратов.

Целью проведения учебно-научной конференции по комплексу предметов «гуманитарные и социальные науки» (история, обществознание, география) является раскрытие творческого потенциала учащихся, пропедевтика научно-исследовательской деятельности, подготовка к участию в вузовских олимпиадах, довузовская подготовка научных кадров.

В рамках указанной цели основными задачами являются:

  • создание и обеспечение условий для оптимального раскрытия креативных способностей учащихся,
  • обучение учащихся начальным навыкам написания научных эссе на заданную тему, публичных выступлений, умению защищать свои научные убеждения,
  • формирование у учащихся интереса к научной работе,
  • выявление талантливых и одаренных учащихся в области научного творчества, оказание им поддержки,
  • формирование творческих связей между учащимися, объединенными общими учебными и научными интересами,
  • организация взаимного общения учащихся и преподавателей МГИМО (У) МИД России.

Предметом рассмотрения на Конференции являются эссе, выполненные  школьниками на заданные темы. В процессе написания эссе учащийся знакомится с историей и современным состоянием области исследования, овладевает навыками самостоятельной аналитической работы, делает собственные выводы, учится излагать собственные мысли научным языком.

 

  1. Участники конференции

Учащиеся общеобразовательных учреждений  Саратовской области (с 13 до 18 лет).
При оценивании работ рассматриваются отдельно работы учащихся по двум возрастным категориям: 7-9 классы, 10-11 классы.

 

  1. Организация проведения Конференции

Руководство проведением Конференции осуществляет Оргкомитет.
Экспертизу работ, представленных на Конференцию, осуществляют преподаватели МГИМО (У) МИД России.

Участие в конференции – бесплатное.

  1. Порядок проведения Конференции 

Конференция проводится в два этапа (отборочный и заключительный) и по двум возрастным группам (7-9 и 10-11 кл.).
Общие сроки проведения Конференции: с 1 апреля по 20 октября 2015 г.
Отборочный этап Конференции проводится дистанционно, а заключительный – в очной форме в г. Саратове.

Дистанционный отборочный этап включает в себя регистрацию (прием заявок на участие) от участников и выполнение ими эссе на одну из  предложенных тем. Проводится с 01 апреля 2015 по 20 сентября 2015 г.

Заключительный этап (очный финальный тур в Саратове) состоится 20 октября 2015 г. На заключительный этап приглашаются победители и призёры отборочного этапа. Объявление результатов отборочного этапа и приглашение победителей (призёров) отборочного этапа на очный заключительный этап – 10-15 октября 2015 г.

Для участия в дистанционном отборочном этапе Конференции необходимо выслать заявку на участие на адрес электронной почты оргкомитета Конференции – aristotel-saratov@mail.ru.


 Форма заявки на участие в Конференции

При заполнении заявки на участие в Конференции необходимо указать следующие сведения:

  1. Фамилию, имя, отчество участника
  2. Полное название учебного заведения
  3. Адрес учебного заведения
  4. Класс участника
  5. Контактный телефон участника
  6. E-mail участника
  7. Название работы
  8. Фамилию, имя отчество учителя – руководителя работы, преподаваемый им предмет
  9. Контактный телефон руководителя
  10. E-mail руководителя.

В качестве основного  задания отборочного этапа всем зарегистрированным участникам Конференции предлагается подготовить эссе на одну из тем по выбору. Перечень тем эссе представлен на сайте: www.aristotel-saratov.ru. Допускается также написание эссе по двум темам разного углублённого профиля, по которым учащиеся  уже специализируются помимо общеобразовательной подготовки.

Углублённые профили: исторический, историко-политический, историко- географический, экономико-географический, политологический, социологический, правовой, экономический.

Темы эссе, которые формулируются в основном в форме проблемных вопросов, объединены общей междисциплинарной (межпредметной) проблематикой и носят как общеобразовательный, так и профессионально направленный характер. Все вопросы сориентированы на базовую (для 7-9 классов) и углублённую профильную (для 10-11 классов) подготовку будущих абитуриентов к поступлению в  ведущие вузы страны, в том числе и МГИМО-Университет.

Порядок отправки эссе тот же, что и при подаче заявки.
Срок окончания приёма всех эссе – 20 сентября 2015 г.

Эссе каждый участник присылает отдельным файлом в формате Word или PDF. Объем эссе – не более четырех страниц (листы формата А-4), размер шрифта – 12-14, поля — стандартные. При оформлении эссе требуется писать грамотно, излагать свои мысли литературным русским языком. Требования к написанию эссе и критерии оценки работ участников приведены на сайте www.aristotel-saratov.ru  ниже перечня предлагаемых на выбор тем. При написании эссе участники должны соблюдать все требования к содержанию и оформлению работы. Это является основным условием допуска работы участника и самого участника – автора работы к конкурсу как на отборочном, так и на заключительном этапе Конференции.

Эссе, идеи которых заимствованы из интернет-источников, или эссе, в которых присутствуют элементы плагиата, к рассмотрению и участию в конкурсе не принимаются.

К участию в заключительном этапе (финальном туре) Конференции допускаются победители и призёры отборочного этапа, то есть участники, набравшие наибольшее количество баллов по результатам проверки и оценки присланных работ.

Приглашённые на очный заключительный этап Конференции победители и призёры отборочного этапа должны быть готовы к публичной защите своих «домашних» эссе. По результатам защиты участники либо подтверждают выполнение указанных выше критериев и соответствующую оценку в баллах, либо добиваются повышения оценки своей работы в случае её отличной защиты. В случае посредственной защиты участникам выставляется пониженная в баллах оценка работы, а в случае неудовлетворительной защиты – участник выбывает из дальнейшего конкурса.

Защита эссе проводится в форме публичного выступления участника перед другими участниками и жюри. Процедура защиты предусматривает краткое устное изложение основных положений письменной работы и ответы на вопросы жюри, относящиеся как к эссе, так и к интеллектуальным, культурным и творческим интересам и достижениям участника. Защита проходит публично, в спокойной, доброжелательной атмосфере с соблюдением общепринятых правил этикета и общения в школе и вузе.

Итоги очного этапа Конференции объявляются по окончанию секции, список победителей размещается на www.aristotel-saratov.ru в течение недели после ее проведения, наградная документация готовится в течение 10 дней, затем участники могут ее получить по адресу, который будет размещен на сайте.

Всем учащимся, прошедшим в очный тур, чьи работы рекомендованы для представления на очном туре, выдаются сертификаты победителей и призеров заочного (дистанционного) этапа конференции.

  •  Учащиеся, занявшие призовые места на очном туре, награждаются дипломами конференции.
  •  Учащиеся, отмеченные членами жюри в отдельных номинациях, награждаются почетными грамотами. 

Жюри имеет право присудить гран-при одному или нескольким  участников конференции, представившему самую яркую работу, содержащую оригинальные суждения автора на заданную тему.

Координаторы проекта: от  Международной школы молодежной дипломатии МГИМО (У) МИД России – директор Емелин Андрей Борисович, от Образовательного центра «Аристотель» —  директор Макарова Марина Филипповна.

Образовательный центр «Аристотель»  осуществляет методическую и консультационную поддержку  участников Конференции. Запись на учебные занятия по обучению написанию эссе, а также на индивидуальные консультации возможна по е-mail: aristotel-saratov@mail.ru, а также по тел.: 23-04-89.


 


Темы эссе, предлагаемые для 7-9 классов:

  1. Какие знаменательные даты российской истории были отмечены в 2013- 2015г.г., и какие предстоит отметить в 2016 г.? С какими именами, личностями, событиями, периодами, эпохами они связаны? Какие, по Вашему мнению, важные исторические события широко не отмечались?
  2. Как Вы думаете, какие причины, события и обстоятельства послужили созданию в суровые годы Великой Отечественной войны такого вуза, как Институт международных отношений?
  3. Русские военачальники Первой мировой войны. Сравните исторические портреты, например, А.А.Брусилова и А.И.Деникина.
  4. Россия и Западная Европа: особенности формирования централизованных государств в XIII – XV веках.
  5. Самозванцы в русской истории.
  6. Россия и Европа в 1812 году: причины и последствия Отечественной войны.
  7. Есть ли у России мореплаватели, имена которых сопоставимы с Христофором Колумбом?
  8. Русские землепроходцы. Какие географические открытия они совершили? Каково их историческое и современное значение?
  9. Обоснован ли с экономической и политической точки зрения выбор Москвы в качестве столицы современной России?
  10. Какими, по Вашему мнению, причинами и обстоятельствами была вызвана продажа Аляски?
  11. В чем значение Арктики для современной России?
  12. Как Россия может способствовать разрешению международных экологических проблем?
  13. «Что такое родина? Это – весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер, это – цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов истории» (А.Н. Толстой). Согласны ли Вы с такой точкой зрения?
  14. Какие события на мировой арене привлекли Ваше внимание за последнее время? Проанализируйте одно из них с точки зрения интересов международного мира и безопасности, а также национальных интересов России.
  15. Один из отцов-основателей США Т. Джефферсон (1743-1825) сказал: «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего». Какую политическую проблему затронул Джефферсон?
  16. Аристотель писал: «Крайняя демократия – та же тирания, только разделенная среди многих». Прокомментируйте это высказывание.
  17. Россия – один из крупнейших производителей нефти и газа в мире. Обладание энергоресурсами, безусловно, способствует развитию экономики. Вместе с тем, некоторые учёные и политики считают, что это имеет отрицательные последствия для развития страны. Как Вы думаете, правы ли они?
  18. Как, по Вашему мнению, меняется семья в современном обществе?
  19. В чем особенности социализации современной российской молодежи?
  20. Каковы особенности социальной мобильности в современном обществе?
  21. Большинство социологов считает, что социальное неравенство необходимо для общественного развития. Почему? В каких случаях оно становится угрозой для существования общества?
  22. Какую роль играет физический и умственный труд в создании экономических благ?
  23. Какова роль денег в современной экономике?
  24. Структура потребностей человека и степень их удовлетворения.
  25. Почему предпринимательство связано с риском? 

Темы эссе, предлагаемые для 10-11 классов:

  1. В каких современных процессах отражаются те исторические события, периоды, эпохи, юбилейные даты которых были отмечены в 2015 г. и будут отмечаться в 2016 г.? Возможно ли спрогнозировать дальнейшее развитие текущих событий и процессов на основе этого исторического опыта?
  2. Какие, на Ваш взгляд, объективные причины, события и обстоятельства послужили созданию в годы Великой Отечественной войны такого вуза, как Институт международных отношений? В чем заключается историческое и современное значение решения Советского правительства того военного времени?
  3. Каких русских дипломатов XIX века Вы знаете? Какой вклад в защиту интересов Российской империи они внесли? Сравните их личный дипломатический стиль.
  4. Особенности процесса европеизации и модернизации в России XVII – XVIII веков.
  5. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи.
  6. Александр II Освободитель: причины и последствия Великих реформ.
  7. Особенности внешней политики России в первой половине XIX века.
  8. Революционные процессы в России начала XX века.
  9. Роль России в Первой мировой войне.
  10. Освоение евразийского пространства – запоздалые Великие географические открытия?
  11. Каково географическое объяснение возникновению и возвышению города Москва? Почему столицей Владимиро-Суздальской Руси стала именно Москва?
  12. Почему в наше время в мире не осталось колониальных империй?
  13. Целесообразно ли в условиях глобализации передать сектора Арктики под международное управление?
  14. «В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть ещё у нас» (Н.А. Добролюбов). Как Вы понимаете данное высказывание? Согласны ли Вы с позицией автора?
  15. Известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет (1883- 1955) утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим? Велика ли роль СМИ в российском политическом процессе? Обоснуйте свое мнение с использованием примеров.
  16. Древнегреческий историк Фукидид писал: «Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке». Согласны ли Вы со словами Фукидида?
  17. Американский дипломат, поэт, публицист и критик Д. Лоуэлл (1819- 1891) считал, что демократия – политическая система, где каждый имеет право быть своим собственным угнетателем. Что, как Вам представляется, он имел в виду?
  18. Как вы можете объяснить рост сепаратистских настроений в ряде европейских демократических стран? Не противоречит ли эта тенденция процессам глобализации?
  19. Телевидение: окно в реальный мир или в искусственную реальность?
  20. Чему способствуют современные средства массовой коммуникации – социальному миру или обострению социальных противоречий?
  21. «Наша общая судьба — другим быть словно зеркала» (Ч. Кули, американский социолог).
  22. Социальные функции массовой культуры.
  23. Жизнь российской молодежи в средствах массовой коммуникации.
  24. С какими конституционными актами других государств сопоставима Конституция Российской Федерации?
  25. Какую роль играет право в процессе глобализации?
  26. Какие современные международные проблемы можно решить с помощью права?
  27. Является ли международное право ориентиром для развития российского права?
  28. Какую роль играет Европейский Суд по правам человека в защите прав и свобод российских граждан?
  29. Что представляла собой командная (планово-административная) экономическая система, и почему произошло её крушение?
  30. Почему одни люди богаты, а другие бедны? Нужно ли богатых облагать большими налогами, чем бедных?
  31. Каковы, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные аспекты рыночной конкуренции?
  32. Каковы пределы вмешательства государства в рыночную экономику?
  33. Развитие биотехнологий в решении продовольственной проблемы. 

Общие требования к написанию эссе

  1. Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения предметной (исторической, географической, обществоведческой) и/или соответствующей междисциплинарной тематикой (проблематикой).
  2. Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу
    (т.е. оценочные суждения — мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).
  3. Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
  4. Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
  5. Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
  6. В эссе должно присутствовать творческое начало. 

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

  1. Вступление (введение) — это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
  2. Содержание (основная часть) — аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе — на основе анализа фактов.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство — совокупность логических приёмов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

  • тезис — суждение, которое надо доказать;
  • аргументы — суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
  • вывод — суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
  1. Заключение — это окончательные выводы по теме, то, к чему пришёл автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи.

Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

При проверке и оценке представленных эссе жюри Конференции проверяет соблюдение каждым участником общих требований к работе с целью её допуска к конкурсу, а также оценивает содержание допущенной к конкурсу работы в соответствии с конкретными критериями оценки.

Выставление оценок за содержание эссе производится по 100-балльной шкале. Баллы начисляются (снимаются) по каждому из установленных критериев. Максимальное суммарное количество баллов – 100.

Критерии оценки эссе по истории
(шкала оценок)

  1. Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы – 20
  2. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков (особо приветствуется знание основных положений концепций классиков исторической мысли) — 20
  3. Понимание отличия между источниками и историографическим материалом — 10
  4. Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами – 10
  5. Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать исторические знания — 10
  6. Умение формулировать выводы и приводить конструктивные аргументы
    в их поддержку – 10
  7. Проявление творческого и самостоятельного мышления – 10
  8. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
    материала — 10

Итого 100

Критерии оценки эссе по обществознанию
(шкала оценок)

  1. Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы — 20
  2. Умение оценить значимость (направленность) процесса общественных изменений — 10
  3. Умение в отдельном общественном явлении увидеть общие закономерности социального развития — 10
  4. Умение проиллюстрировать ход общественных событий и процессов примерами
    из жизни – 10
  5. Глубина раскрытия проблемы и усвоения программного материала
    по обществознанию — 10
  6. Умение корректно и качественно анализировать общественные процессы
    и события — 10
  7. Чёткость логики изложения и аргументации собственной позиции — 10
  8. Разнообразие привлекаемого материала и широта кругозора – 10
  9. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
    материала — 10

Итого 100

 Критерии оценки эссе по обществознанию /профиль – право/
(шкала оценок)

  1. Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы – 20
  2. Глубина усвоения программного материала (знание основ теории государства и права, Конституции России, юридической терминологии) — 15
  3. Умение оценить значимость права в соционормативном регулировании общественных отношений — 15
  4. Умение понимать предписания действующего законодательства – 15
  5. Умение проиллюстрировать положения юридической теории примерами из жизни — 15
  6. Умение юридически грамотно и логически обоснованно аргументировать свою позицию (общепризнанными положениями юридической теории, ссылками на действующее законодательство и мнения выдающихся юристов) — 15
  7. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
    материала — 5

Итого 100

 Критерии оценки эссе по географии
(шкала оценок)

  1. Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы – 20
  2. Умение оценить значимость (направленность) связи природы и общества в рассматриваемом явлении, процессе — 10
  3. Умение в отдельном явлении, событии увидеть общие закономерности социально-экономического развития — 10
  4. Умение проиллюстрировать ход рассматриваемых событий и процессов примерами из жизни — 10
  5. Глубина раскрытия проблемы и усвоения программного материала по географии — 10
  6. Умение корректно и качественно анализировать процессы и события — 10
  7. Чёткость логики изложения и аргументации собственной позиции — 10
  8. Разнообразие привлекаемого материала и широта кругозора – 10
  9. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
    материала — 10

Итого 100

Комментарии запрещены.

-->