127055 Москва, Лесная ул. д.43 тел./факс: 8-499-973-57-48 info@mgimo-school.ru, www.mgimo-school.ru
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении региональной учебно-научной конференции учащихся
7-11 классов общеобразовательных учреждений
(возраст участников с 13 до 18 лет)
«БУДУЩИЙ ДИПЛОМАТ»
по комплексу предметов «гуманитарные и социальные науки».
- Общие положения
Организаторы и учредители конкурса – Международная школа молодежной дипломатии МГИМО (У) МИД России, Образовательный центр «Аристотель» г. Саратов.
Целью проведения учебно-научной конференции по комплексу предметов «гуманитарные и социальные науки» (история, обществознание, география) является раскрытие творческого потенциала учащихся, пропедевтика научно-исследовательской деятельности, подготовка к участию в вузовских олимпиадах, довузовская подготовка научных кадров.
В рамках указанной цели основными задачами являются:
- создание и обеспечение условий для оптимального раскрытия креативных способностей учащихся,
- обучение учащихся начальным навыкам написания научных эссе на заданную тему, публичных выступлений, умению защищать свои научные убеждения,
- формирование у учащихся интереса к научной работе,
- выявление талантливых и одаренных учащихся в области научного творчества, оказание им поддержки,
- формирование творческих связей между учащимися, объединенными общими учебными и научными интересами,
- организация взаимного общения учащихся и преподавателей МГИМО (У) МИД России.
Предметом рассмотрения на Конференции являются эссе, выполненные школьниками на заданные темы. В процессе написания эссе учащийся знакомится с историей и современным состоянием области исследования, овладевает навыками самостоятельной аналитической работы, делает собственные выводы, учится излагать собственные мысли научным языком.
- Участники конференции
Учащиеся общеобразовательных учреждений Саратовской области (с 13 до 18 лет).
При оценивании работ рассматриваются отдельно работы учащихся по двум возрастным категориям: 7-9 классы, 10-11 классы.
- Организация проведения Конференции
Руководство проведением Конференции осуществляет Оргкомитет.
Экспертизу работ, представленных на Конференцию, осуществляют преподаватели МГИМО (У) МИД России.
Участие в конференции – бесплатное.
- Порядок проведения Конференции
Конференция проводится в два этапа (отборочный и заключительный) и по двум возрастным группам (7-9 и 10-11 кл.).
Общие сроки проведения Конференции: с 1 апреля по 20 октября 2015 г.
Отборочный этап Конференции проводится дистанционно, а заключительный – в очной форме в г. Саратове.
Дистанционный отборочный этап включает в себя регистрацию (прием заявок на участие) от участников и выполнение ими эссе на одну из предложенных тем. Проводится с 01 апреля 2015 по 20 сентября 2015 г.
Заключительный этап (очный финальный тур в Саратове) состоится 20 октября 2015 г. На заключительный этап приглашаются победители и призёры отборочного этапа. Объявление результатов отборочного этапа и приглашение победителей (призёров) отборочного этапа на очный заключительный этап – 10-15 октября 2015 г.
Для участия в дистанционном отборочном этапе Конференции необходимо выслать заявку на участие на адрес электронной почты оргкомитета Конференции – aristotel-saratov@mail.ru.
Форма заявки на участие в Конференции
При заполнении заявки на участие в Конференции необходимо указать следующие сведения:
- Фамилию, имя, отчество участника
- Полное название учебного заведения
- Адрес учебного заведения
- Класс участника
- Контактный телефон участника
- E-mail участника
- Название работы
- Фамилию, имя отчество учителя – руководителя работы, преподаваемый им предмет
- Контактный телефон руководителя
- E-mail руководителя.
В качестве основного задания отборочного этапа всем зарегистрированным участникам Конференции предлагается подготовить эссе на одну из тем по выбору. Перечень тем эссе представлен на сайте: www.aristotel-saratov.ru. Допускается также написание эссе по двум темам разного углублённого профиля, по которым учащиеся уже специализируются помимо общеобразовательной подготовки.
Углублённые профили: исторический, историко-политический, историко- географический, экономико-географический, политологический, социологический, правовой, экономический.
Темы эссе, которые формулируются в основном в форме проблемных вопросов, объединены общей междисциплинарной (межпредметной) проблематикой и носят как общеобразовательный, так и профессионально направленный характер. Все вопросы сориентированы на базовую (для 7-9 классов) и углублённую профильную (для 10-11 классов) подготовку будущих абитуриентов к поступлению в ведущие вузы страны, в том числе и МГИМО-Университет.
Порядок отправки эссе тот же, что и при подаче заявки.
Срок окончания приёма всех эссе – 20 сентября 2015 г.
Эссе каждый участник присылает отдельным файлом в формате Word или PDF. Объем эссе – не более четырех страниц (листы формата А-4), размер шрифта – 12-14, поля — стандартные. При оформлении эссе требуется писать грамотно, излагать свои мысли литературным русским языком. Требования к написанию эссе и критерии оценки работ участников приведены на сайте www.aristotel-saratov.ru ниже перечня предлагаемых на выбор тем. При написании эссе участники должны соблюдать все требования к содержанию и оформлению работы. Это является основным условием допуска работы участника и самого участника – автора работы к конкурсу как на отборочном, так и на заключительном этапе Конференции.
Эссе, идеи которых заимствованы из интернет-источников, или эссе, в которых присутствуют элементы плагиата, к рассмотрению и участию в конкурсе не принимаются.
К участию в заключительном этапе (финальном туре) Конференции допускаются победители и призёры отборочного этапа, то есть участники, набравшие наибольшее количество баллов по результатам проверки и оценки присланных работ.
Приглашённые на очный заключительный этап Конференции победители и призёры отборочного этапа должны быть готовы к публичной защите своих «домашних» эссе. По результатам защиты участники либо подтверждают выполнение указанных выше критериев и соответствующую оценку в баллах, либо добиваются повышения оценки своей работы в случае её отличной защиты. В случае посредственной защиты участникам выставляется пониженная в баллах оценка работы, а в случае неудовлетворительной защиты – участник выбывает из дальнейшего конкурса.
Защита эссе проводится в форме публичного выступления участника перед другими участниками и жюри. Процедура защиты предусматривает краткое устное изложение основных положений письменной работы и ответы на вопросы жюри, относящиеся как к эссе, так и к интеллектуальным, культурным и творческим интересам и достижениям участника. Защита проходит публично, в спокойной, доброжелательной атмосфере с соблюдением общепринятых правил этикета и общения в школе и вузе.
Итоги очного этапа Конференции объявляются по окончанию секции, список победителей размещается на www.aristotel-saratov.ru в течение недели после ее проведения, наградная документация готовится в течение 10 дней, затем участники могут ее получить по адресу, который будет размещен на сайте.
Всем учащимся, прошедшим в очный тур, чьи работы рекомендованы для представления на очном туре, выдаются сертификаты победителей и призеров заочного (дистанционного) этапа конференции.
- Учащиеся, занявшие призовые места на очном туре, награждаются дипломами конференции.
- Учащиеся, отмеченные членами жюри в отдельных номинациях, награждаются почетными грамотами.
Жюри имеет право присудить гран-при одному или нескольким участников конференции, представившему самую яркую работу, содержащую оригинальные суждения автора на заданную тему.
Координаторы проекта: от Международной школы молодежной дипломатии МГИМО (У) МИД России – директор Емелин Андрей Борисович, от Образовательного центра «Аристотель» — директор Макарова Марина Филипповна.
Образовательный центр «Аристотель» осуществляет методическую и консультационную поддержку участников Конференции. Запись на учебные занятия по обучению написанию эссе, а также на индивидуальные консультации возможна по е-mail: aristotel-saratov@mail.ru, а также по тел.: 23-04-89.
Темы эссе, предлагаемые для 7-9 классов:
- Какие знаменательные даты российской истории были отмечены в 2013- 2015г.г., и какие предстоит отметить в 2016 г.? С какими именами, личностями, событиями, периодами, эпохами они связаны? Какие, по Вашему мнению, важные исторические события широко не отмечались?
- Как Вы думаете, какие причины, события и обстоятельства послужили созданию в суровые годы Великой Отечественной войны такого вуза, как Институт международных отношений?
- Русские военачальники Первой мировой войны. Сравните исторические портреты, например, А.А.Брусилова и А.И.Деникина.
- Россия и Западная Европа: особенности формирования централизованных государств в XIII – XV веках.
- Самозванцы в русской истории.
- Россия и Европа в 1812 году: причины и последствия Отечественной войны.
- Есть ли у России мореплаватели, имена которых сопоставимы с Христофором Колумбом?
- Русские землепроходцы. Какие географические открытия они совершили? Каково их историческое и современное значение?
- Обоснован ли с экономической и политической точки зрения выбор Москвы в качестве столицы современной России?
- Какими, по Вашему мнению, причинами и обстоятельствами была вызвана продажа Аляски?
- В чем значение Арктики для современной России?
- Как Россия может способствовать разрешению международных экологических проблем?
- «Что такое родина? Это – весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер, это – цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов истории» (А.Н. Толстой). Согласны ли Вы с такой точкой зрения?
- Какие события на мировой арене привлекли Ваше внимание за последнее время? Проанализируйте одно из них с точки зрения интересов международного мира и безопасности, а также национальных интересов России.
- Один из отцов-основателей США Т. Джефферсон (1743-1825) сказал: «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего». Какую политическую проблему затронул Джефферсон?
- Аристотель писал: «Крайняя демократия – та же тирания, только разделенная среди многих». Прокомментируйте это высказывание.
- Россия – один из крупнейших производителей нефти и газа в мире. Обладание энергоресурсами, безусловно, способствует развитию экономики. Вместе с тем, некоторые учёные и политики считают, что это имеет отрицательные последствия для развития страны. Как Вы думаете, правы ли они?
- Как, по Вашему мнению, меняется семья в современном обществе?
- В чем особенности социализации современной российской молодежи?
- Каковы особенности социальной мобильности в современном обществе?
- Большинство социологов считает, что социальное неравенство необходимо для общественного развития. Почему? В каких случаях оно становится угрозой для существования общества?
- Какую роль играет физический и умственный труд в создании экономических благ?
- Какова роль денег в современной экономике?
- Структура потребностей человека и степень их удовлетворения.
- Почему предпринимательство связано с риском?
Темы эссе, предлагаемые для 10-11 классов:
- В каких современных процессах отражаются те исторические события, периоды, эпохи, юбилейные даты которых были отмечены в 2015 г. и будут отмечаться в 2016 г.? Возможно ли спрогнозировать дальнейшее развитие текущих событий и процессов на основе этого исторического опыта?
- Какие, на Ваш взгляд, объективные причины, события и обстоятельства послужили созданию в годы Великой Отечественной войны такого вуза, как Институт международных отношений? В чем заключается историческое и современное значение решения Советского правительства того военного времени?
- Каких русских дипломатов XIX века Вы знаете? Какой вклад в защиту интересов Российской империи они внесли? Сравните их личный дипломатический стиль.
- Особенности процесса европеизации и модернизации в России XVII – XVIII веков.
- Восточный вопрос во внешней политике Российской империи.
- Александр II Освободитель: причины и последствия Великих реформ.
- Особенности внешней политики России в первой половине XIX века.
- Революционные процессы в России начала XX века.
- Роль России в Первой мировой войне.
- Освоение евразийского пространства – запоздалые Великие географические открытия?
- Каково географическое объяснение возникновению и возвышению города Москва? Почему столицей Владимиро-Суздальской Руси стала именно Москва?
- Почему в наше время в мире не осталось колониальных империй?
- Целесообразно ли в условиях глобализации передать сектора Арктики под международное управление?
- «В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть ещё у нас» (Н.А. Добролюбов). Как Вы понимаете данное высказывание? Согласны ли Вы с позицией автора?
- Известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет (1883- 1955) утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим? Велика ли роль СМИ в российском политическом процессе? Обоснуйте свое мнение с использованием примеров.
- Древнегреческий историк Фукидид писал: «Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке». Согласны ли Вы со словами Фукидида?
- Американский дипломат, поэт, публицист и критик Д. Лоуэлл (1819- 1891) считал, что демократия – политическая система, где каждый имеет право быть своим собственным угнетателем. Что, как Вам представляется, он имел в виду?
- Как вы можете объяснить рост сепаратистских настроений в ряде европейских демократических стран? Не противоречит ли эта тенденция процессам глобализации?
- Телевидение: окно в реальный мир или в искусственную реальность?
- Чему способствуют современные средства массовой коммуникации – социальному миру или обострению социальных противоречий?
- «Наша общая судьба — другим быть словно зеркала» (Ч. Кули, американский социолог).
- Социальные функции массовой культуры.
- Жизнь российской молодежи в средствах массовой коммуникации.
- С какими конституционными актами других государств сопоставима Конституция Российской Федерации?
- Какую роль играет право в процессе глобализации?
- Какие современные международные проблемы можно решить с помощью права?
- Является ли международное право ориентиром для развития российского права?
- Какую роль играет Европейский Суд по правам человека в защите прав и свобод российских граждан?
- Что представляла собой командная (планово-административная) экономическая система, и почему произошло её крушение?
- Почему одни люди богаты, а другие бедны? Нужно ли богатых облагать большими налогами, чем бедных?
- Каковы, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные аспекты рыночной конкуренции?
- Каковы пределы вмешательства государства в рыночную экономику?
- Развитие биотехнологий в решении продовольственной проблемы.
Общие требования к написанию эссе
- Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения предметной (исторической, географической, обществоведческой) и/или соответствующей междисциплинарной тематикой (проблематикой).
- Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу
(т.е. оценочные суждения — мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах). - Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
- Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
- Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
- В эссе должно присутствовать творческое начало.
Структура эссе
Эссе должно иметь следующую структуру:
- Вступление (введение) — это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
- Содержание (основная часть) — аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе — на основе анализа фактов.
Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство — совокупность логических приёмов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:
- тезис — суждение, которое надо доказать;
- аргументы — суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
- вывод — суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
- Заключение — это окончательные выводы по теме, то, к чему пришёл автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи.
Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
При проверке и оценке представленных эссе жюри Конференции проверяет соблюдение каждым участником общих требований к работе с целью её допуска к конкурсу, а также оценивает содержание допущенной к конкурсу работы в соответствии с конкретными критериями оценки.
Выставление оценок за содержание эссе производится по 100-балльной шкале. Баллы начисляются (снимаются) по каждому из установленных критериев. Максимальное суммарное количество баллов – 100.
Критерии оценки эссе по истории
(шкала оценок)
- Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы – 20
- Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков (особо приветствуется знание основных положений концепций классиков исторической мысли) — 20
- Понимание отличия между источниками и историографическим материалом — 10
- Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами – 10
- Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать исторические знания — 10
- Умение формулировать выводы и приводить конструктивные аргументы
в их поддержку – 10 - Проявление творческого и самостоятельного мышления – 10
- Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
материала — 10
Итого 100
Критерии оценки эссе по обществознанию
(шкала оценок)
- Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы — 20
- Умение оценить значимость (направленность) процесса общественных изменений — 10
- Умение в отдельном общественном явлении увидеть общие закономерности социального развития — 10
- Умение проиллюстрировать ход общественных событий и процессов примерами
из жизни – 10 - Глубина раскрытия проблемы и усвоения программного материала
по обществознанию — 10 - Умение корректно и качественно анализировать общественные процессы
и события — 10 - Чёткость логики изложения и аргументации собственной позиции — 10
- Разнообразие привлекаемого материала и широта кругозора – 10
- Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
материала — 10
Итого 100
Критерии оценки эссе по обществознанию /профиль – право/
(шкала оценок)
- Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы – 20
- Глубина усвоения программного материала (знание основ теории государства и права, Конституции России, юридической терминологии) — 15
- Умение оценить значимость права в соционормативном регулировании общественных отношений — 15
- Умение понимать предписания действующего законодательства – 15
- Умение проиллюстрировать положения юридической теории примерами из жизни — 15
- Умение юридически грамотно и логически обоснованно аргументировать свою позицию (общепризнанными положениями юридической теории, ссылками на действующее законодательство и мнения выдающихся юристов) — 15
- Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
материала — 5
Итого 100
Критерии оценки эссе по географии
(шкала оценок)
- Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы – 20
- Умение оценить значимость (направленность) связи природы и общества в рассматриваемом явлении, процессе — 10
- Умение в отдельном явлении, событии увидеть общие закономерности социально-экономического развития — 10
- Умение проиллюстрировать ход рассматриваемых событий и процессов примерами из жизни — 10
- Глубина раскрытия проблемы и усвоения программного материала по географии — 10
- Умение корректно и качественно анализировать процессы и события — 10
- Чёткость логики изложения и аргументации собственной позиции — 10
- Разнообразие привлекаемого материала и широта кругозора – 10
- Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения
материала — 10
Итого 100